История
Чарльз Тейз Расселл (1852—1916), 1-й Президент Общества Сторожевой Башни. Фотография 1911 года.
Исследователи Библии
Основная статья: Исследователи Библии
История Свидетелей Иеговы начинается с движения «Исследователей Библии» (Bible Students), основанного в конце 70-х годов XIX века Чарльзом Тейзом Расселлом в Соединённых Штатах Америки. Характерными особенностями учения Исследователей Библии времён Расселла были антитринитарианство, хилиазм, смертность души. В те времена Исследователи Библии не отвергали многое из того, что позднее было отвергнуто Свидетелями Иеговы — так, они считали крест символом христианства, праздновали Рождество и дни рождения. В организационном плане общины Исследователей Библии строились на «демократических» началах — старейшины в собраниях выбирались путём голосования.
В 1879 году Расселл стал выпускать журнал «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа» (Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence), известный в настоящее время как «Сторожевая Башня». В качестве юридического лица для обеспечения деятельности Исследователей Библии было основано «Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов» (Пенсильвания) (Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania). Расселл стал первым президентом этого общества.
Исследователи Библии того времени считали, что последние дни начались в 1799 году (год, когда Наполеон лишил Папу Римского светской власти), а Христос правит как Царь над небом с 1878 года[4] и ожидали, что Армагеддон начнётся в 1914 году[5]. Эти вычисления были опубликованы Расселлом в шести томах «Исследования Писаний» (Studies in the Scruptures)[6].
Джозеф Франклин Резерфорд (1869—1942), 2-й Президент Общества Сторожевой Башни
После смерти Расселла в 1916 году, вторым президентом Общества Сторожевой Башни становится Джозеф Франклин Резерфорд (Joseph Franklin Rutherford)[7]. В своей книге «Миллионы ныне живущих людей никогда не умрут» (Millions Now Living Will Never Die[8]), изданной в 1920 году Резерфорд писал о 1914 годе, как о времени начала невидимого правления Христа на небе и предсказывал, что Армагеддон произойдёт в 1925 году и в этом же году будут воскрешены ветхозаветные праведники[9]. Многие Исследователи Библии возлагали большие надежды на этот год. После того, как в 1925 году не произошло ожидаемых событий, Исследователи Библии стали считать, что Армагеддон произойдёт при жизни людей, помнящих события 1914 года.
В 1919 году, для популяризации своего учения, Исследователи Библии начали издавать журнал «Золотой век» (The Golden Age), выходящий в настоящее время под названием «Пробудитесь!». При Резерфорде демократический принцип управления общинами сменился на теократический. Резерфорд распустил совет директоров, который должен был руководить всей деятельностью Общества Сторожевой башни (согласно постановлению пастора Расселла, представленному в его завещании). [10] После реформ Резерфорда Общество Сторожевой башни приобрело статус руководящего органа религиозной организации, впоследствии взявшей себе имя Свидетелей Иеговы. Старейшины в собраниях перестали выбираться его членами, а стали назначаться Обществом. В этой связи в среде Исследователей Библии произошёл раскол. В настоящее время в США и странах Европы существуют автономные группы, придерживающиеся принципов управления, существовавших при Расселле.
Свидетели Иеговы
В 1931 году Исследователи Библии приняли своё современное название — Свидетели Иеговы.
В 1935 году было принято учение о двух классах христиан. Согласно этому учению, одна часть христиан, в количестве 144 000, которые после своей смерти воскреснут в «духовном теле» и попадут на небо, будут править вместе со Христом сперва над небом, а после «великой скорби» и Армагеддона — и над Землей. Другим же христианам, «великому множеству» (их число не ограничено) предназначена жизнь на обновленной Земле. Можно сказать, что к этому году окончательно сформировалось учение Свидетелей Иеговы в его современном виде.
После смерти Резерфорда в 1942 году, президентом общества становится Натан Гомер Норр[11](англ. Nathan Homer Knorr). При его президентстве все публикации Общества стали анонимными. Если при Расселле и Резерфорде статьи в журналах и книги выходили с указанием авторства, то с 40-х годов XX века в публикациях имя автора перестало указываться. Одновременно с этим, Свидетели Иеговы расширили свою миссионерская деятельность. В Нью-Йорке была образована «Библейская школа Галаад». Программа обучения в этой школе рассчитана на 6-9 месяцев и она готовит миссионеров для служения по всему миру. В каждом собрании Свидетелей Иеговы стала проводиться «Школа Теократического Служения», в которой все члены собрания обучаются основам проповедования учения общества.
В 1950-1960-х годах Свидетели Иеговы издают собственный перевод Священного Писания — «Перевод Нового Мира» на английском языке.
В 1966 году издаётся книга «Вечная жизнь в свободе сынов Бога» (англ. Life Everlasting — in Freedom of the Sons of God). В этой книге утверждается, что 6000 лет человеческой истории окончатся в 1975 году.[12] В этой связи многие Свидетели Иеговы ожидали, что в этом году и произойдёт Армагеддон. В результате того, что их ожидания не оправдались, численность Общества на протяжении 1975—1980 годов сократилась и уменьшилась их проповедническая активность.
В 1977 году четвёртым президентом Общества после смерти Норра становится Фредерик Вильям Френц (англ. Frederick William Franz). К этому времени в Обществе произошли организационные изменения. Если до 1976 года вся юридическая полнота власти в Обществе Сторожевой Башни принадлежала его президенту, то с 1976 года юридически Обществом управляет его Руководящий Совет[13] (англ. Governing Body). Все вероучительные и организационные изменения с этого времени принимаются Руководящим Советом. Вся литература Свидетелей выходит под его наблюдением. В конце 80-х годов XX века, из-за изменения политической ситуации, стала возможной открытая деятельность Общества в странах Восточной Европы и в Советском Союзе. На этих территориях заметен значительный рост числа Свидетелей Иеговы.
Френц умер в 1992 году, его сменил на посту президента Милтон Джордж Хеншель (англ. Milton George Henschel).
В 1995—2000 годах численность Свидетелей Иеговы в странах Западной Европы оставалась без изменений или же незначительно уменьшалась. Однако, общая их численность в мире в этот период выросла в основном за счёт стран Латинской Америки, Африки и Восточной Европы.
В 1999 году Хеншель ушёл в отставку с поста президента Общества Сторожевой Башни. Это первый случай отставки президента за всю историю организации. Его сменяет на этом посту Дон Адамс (англ. Don Adams), который является президентом Общества по настоящее время.
Свидетели Иеговы в Советском Союзе и России
Первым Исследователем Библии в Российской империи считается Симеон Козлицкий, который в 70-х годах XIX века узнал эту религию в США и после этого вернулся в Россию. Козлицкого за его веру сослали в Сибирь[14]. В 1913 году они были официально зарегистрирированы в Российской империи[15].
В 20-30-х годах Исследователи Библии действовали в Харькове. Какое-то время в конце 20-х годов их деятельностью руководил назначенный из США Джордж Янг. Он даже получил в Москве разрешения напечатать 15 000 экземпляров брошюр «Свобода» и «Где находятся умершие?»[16].
Число Свидетелей Иеговы в СССР резко возросло после присоединения к нему в 1939-1941 годах Западной Украины, Западной Белоруссии и прибалтийских государств. Помимо этого, некоторые советские узники концентрационных лагерей познакомились там со Свидетелями Иеговы, сидящими там за свои убеждения. После войны Свидетели находились на нелегальном положении, они неоднократно подвергались аресту за антисоветскую пропаганду.
В СССР в 1960-х годах произошёл раскол в организации Свидетелей Иеговы. В то время из-за изменения в их учении в отношении «высших властей» «Сторожевая башня» писала о необходимости легализации деятельности и обязательной регистрации в государственных органах. Это изменение вызвало подозрение о вмешательстве КГБ в производство литературы Свидетелей, что привело к полному отказу от её использования на некоторое время. Через несколько лет ситуация прояснилась, но бо́льшая часть Свидетелей продолжала независимое от Бруклина существование, и переиздавала старые выпуски «Сторожевой Башни». Отдельные группы этого течения существуют и по сей день, по-прежнему издавая чёрно-белые журналы кустарным способом и резко критикуя современных Свидетелей Иеговы[17].
В 2004 году московская община Свидетели Иеговы была лишена регистрации по решению Головинского суда г. Москвы после многолетнего судебного разбирательства. Однако Свидетели и дальше собираются для изучения и открыто проповедуют.
В январе 2007 году Европейский Суд по правам человека в Страсбурге удовлетворил жалобу членов группы Свидетелей Иеговы из Челябинска, обязав Россию выплатить заявителям 30 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба и более 60 тысяч евро в качестве компенсации издержек.
Несмотря на все противодействия, количество Свидетелей Иеговы в России и странах СНГ стабильно растёт. Если в 1990 году на территории всего Советского Союза было около 50 000 членов организации, то к середине 2007 года в одной только России их около 150 000. [18]
Современное состояние
По состоянию на 2008 год, количество активных членов организации насчитывает около 7 миллионов человек. Активными членами (или возвещателями) считаются те Свидетели, которые проповедуют по крайней мере 1 час в месяц (для людей преклонного возраста и/или с ограниченными физическими возможностями данная норма составляет от 15 минут в месяц). По всему миру существует более 100 тысяч собраний. Проповедь ведётся в 236 странах и территориях. В это число входит 30 стран [19], где деятельность Свидетелей Иеговы запрещена, такие, как Китай[20], Северная Корея, Узбекистан[21][22],Туркменистан[23], Таджикистан[24], Саудовская Аравия, Иран, Ирак и другие.
Особенности учения
Также, как и представители большинства христианских церквей, Свидетели Иеговы считают, что их вероучения основываются на Библии. Они широко её используют для того, чтобы обосновать положения своего вероучения. Свидетели Иеговы называют себя христианами, говоря, что они осуществляют возврат к учению и религиозной практике первых христианских общин. Однако, по мнению многих представителей традиционных христианских конфессий и некоторых религиоведов, различия с христианским вероучением настолько велики, что относить Свидетелей Иеговы к христианам неправомерно [источник?]. По мнению некоторых исследователей и части общества религиозная организация Свидетелей Иеговы является христианской сектой.[2]
В пособии для изучения Библии со Свидетелями Иеговы, которое называется «Чему на самом деле учит Библия?», изложены основные учения самих Свидетелей.
Среди особенностей религиозных воззрений Свидетелей Иеговы можно отметить следующее:
Природа Бога, Иисуса Христа, Святого Духа
Употребление имени Иегова как личного имени единого Бога (Исход 15:3).
Отрицание учения о Троице.
Иисус Христос — сын Бога, вторая личность во Вселенной, искупитель человечества, Царь Божьего Царства, глава христианского собрания, посредник между Богом и людьми (первосвященник), но он не является единосущным со Всевышним Богом Иеговой.
Архангел Михаил — имя Иисуса Христа, действующего в небесной сфере.
Святой Дух — это действующая сила Иеговы, а не лицо и не часть Троицы.
Поклонение Богу
Поклоняться можно только Иегове. Поклонение святым, иконам, молитвы кому-либо кроме Иеговы, а также участие в патриотических церемониях и празднованиях, на которых воздается особая честь человеку (например, дни рождения), рассматриваются как явное или скрытое идолопоклонство (Отковение 4:11).
Всё, что делается для Бога, считается священным служением (Матфея 4:10, НМ). В узком смысле, служением называют участие в проповеднической деятельности.
Природа человека
Отрицание учений о бессмертной душе (Иезекииль 18:4). Душой считается сам человек.
Духом человека считается нематериальная безличная сила, благодаря которой человек живёт и с исчезновением которой он умирает. Существование духов умерших отрицается, но считается возможным, что демоны могут выдавать себя за умерших.
Эсхатология
Свидетели Иеговы считают, что второе пришествие Иисуса Христа уже совершилось, однако в невидимой форме ((греч. παρουσία «парусия» (пришествие, прибытие) переводится как «присутствие»). Согласно пониманию библейской хронологии, принятому Свидетелями Иеговы в настоящее время, пришествие совершилось осенью 1914 года.
С точки зрения Свидетелей Иеговы существует особый класс людей: «помазанники» или «малое стадо» число которых ограничено 144 тысячами, которые после смерти отправляются на небо, и «другие овцы» или «великое множество» неограниченное числом, которые после Армагеддона будут жить на Земле (Откровение 14:1; Псалом 36:29).
Свидетели Иеговы верят в устранение существующей сейчас «системы вещей» и восстановление рая на Земле, который будет существовать вечно (Псалом 36:9-11).
Живущие на земле Свидетели Иеговы не будут принимать участия в уничтожении злых людей в Армагеддоне, но будут наблюдателями того, как это сделает Бог; однако воскресшие к небесной жизни Свидетели Иеговы — из числа «помазанников» или 144 000 — примут под руководством Иисуса Христа непосредственное участие в истреблении злых уже как «духовные личности».[25] [26]
В течение 1000 лет после Армагеддона будет происходить великое воскресение людей, во время которого будут воскрешены к жизни большинство живших на Земле людей.
После Армагеддона под правлением Иисуса Христа как царя над Землей, она будет превращена в Рай и через 1000 лет передана Иегове вместе с совершенным человечеством, состоящим из нынешних Свидетелей Иеговы и воскрешённых.
Период, продолжающийся со времени пришествия Христа по настоящее время, называется «последними днями» (Исаия 2:2-4; 2 Тимофею 3:1-5, 13).
Личное благочестие
Свидетели Иеговы считают тяжёлым грехом блуд (1 Коринфянам 6:18), под которым они понимают любые половые отношения (в том числе оральный или анальный секс) до или вне брака, а также гомосексуализм. Мастурбация, просмотр порнографии и т. п. считается «нечистотой» и также осуждается (Колоссянам 3:5).
Убийство также считается тяжёлым грехом. Аборт приравнивается к убийству (Исход 21:22,23).
Осуждается любого вида ложь, воровство, финансовые махинации.
Свидетели отказываются от любых видов приёма цельной крови и любой из четырёх её фракций — эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и/или плазмы (данное установление не относится к искусственным кровезаменителям); о приёме мелких фракций крови (таких, как альбумин, иммуноглобулин, гемоглобин и т. п.) каждый Свидетель Иеговы слагает собственное мнение. (Деяния 15:28,29)[27].
Полный отказ от участия в политике (Иоанна 17:15) и военном деле (Исаия 2:4), а также отношений с другими религиозными течениями и организациями.
Свидетели Иеговы обращаются в молитве только к Иегове во имя Иисуса Христа (Иоанна 14:6).
В случае, когда крещёный Свидетель Иеговы либо совершает тяжёлый грех и не показывает плодов раскаяния, либо категорически не соглашается с каким-либо из учений, он/она исключается из организации. Никто из действующих членов с ним не общается, кроме его ближайших родственников, живущих с ним в одном доме (1 Коринфянам 6:9—11). Тех, кто оставил организацию и стал активно ей противодействовать, называют отступниками. Нераскаивающихся грешников и отступников считают исключёнными из собрания. В случае же, если такой человек желает снова стать Свидетелем Иеговы, покажет раскаяние и старейшины собрания (правовой комитет) увидят, что он исправился, то его могут восстановить в собрании.
Следует отметить, что Свидетели «ненавидят не грешника, а грех». Они стараются хорошо относиться к другим людям независимо от того, какой образ жизни те ведут[28].
Служение и праздники
Свидетели Иеговы не празднуют популярные религиозные и светские праздники: Рождество, Пасха, Хеллоуин, Новый год, День Святого Валентина и другие, в том числе церковные, поскольку считают их нехристианскими, корни которых хранятся в язычестве.[29]
Отмечается только Вечеря Воспоминания Смерти Христа один раз в год. Свидетели полагают, что в день Вечери воспоминания смерти Иисуса Христа вкушать хлеб и вино могут только помазанники[30].
Свидетели Иеговы не празднуют государственные праздники и дни рождения[31]. Однако они часто собираются на совместные дружеские встречи и могут отмечать годовщину свадьбы.[32]
Каждый Свидетель Иеговы проповедует другим о том, что сам узнал из Библии[33].
Отрицание креста
Свидетели Иеговы против использования креста в качестве символа христианства. Они считают, что Иисус был распят не на кресте, а на столбе (лат. crux simplex). Перевод нового мира переводит греческое слово σταυρός (ставрос) как «столб мучений». Почитание креста, также как и иконопочитание, они считают идолопоклонством. Но в отличие от протестантов, они отвергают не только почитание креста, но и любое его использование в качестве символа.
Основные отличия учения от других христианских конфессийУчение большинства христианских конфессий (Католической церкви, Православной церкви и большинства протестантских церквей) Соответствующее учение Свидетелей Иеговы
Бог
Бог открыл Себя человечеству в качестве Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Однако, существует только один Бог. Только Иегова является единственным Всемогущим Богом.
Христос (Сын) — Бог во плоти. Во время земной жизни был Богочеловеком. Он вечен и является Всемогущим Богом. Христос Сын Бога, но не Всемогущий Бог.
Святой Дух — личность. Он вечен и является Всемогущим Богом. Святой дух[34] является безличностной «действующей силой» Бога.
Христос
Христос — Сын Бога и Бог во плоти. Христос Сын Бога и бог (или божественная сущность), но не Всемогущий Бог. До воплощения Христос являлся Архангелом Михаилом[35]. Свидетели Иеговы также отождествляют Христа с Аполлионом (Аваддоном), упомянутым в книге Откровение (Отк. 9. 11).[36]
Христос был распят на кресте. Христос был пригвождён к столбу мучений.
Христос был воскрешён в теле. Христос был воскрешён не в физическом теле, а как дух.
Второе Пришествие Христово будет видимым. Второе "Пришествие" (Присутствие) Христово невидимо, произошло в 1914 году.
Загробная жизнь
Душа человека вечна и бессмертна. Душа человека — это сам человек. Она умирает. Но после Армагеддона она, т. е. человек будет воскрешён.
Сразу же после смерти для человека начинается загробная жизнь на небе, в аду или (в католической церкви) в чистилище Всё человечество, кроме 144 000 «помазанников», сразу же после смерти умирает без какого-либо загробного существования. 144 000 членов «помазанного остатка» после смерти воскресают в духе и попадают на небо.
Грешные люди будут вечно мучаться в аду. Буквального места мук, значит, и буквальных вечных мук, не существует. В Тысячелетнем Царстве Христа будут воскрешены "праведные и неправедные" люди. Нераскаявшиеся грешники, совершившие непростительные грехи (напр. Адам или Иуда Искариот), воскрешены не будут.
Суд и спасение
После Второго Пришествия люди будут судимы Христом на основании того, что они сделали в своей земной жизни. Люди, которые были воскрешены после Армагеддона, будут судимы на основании того, что они сделали после воскрешения. Этот промежуток времени в 1000 лет и называется Свидетелями Иеговы Днём Суда.
Спасённые (вновь рождённые) будут вечно жить на небесах с Богом. Только 144 000 являются вновь рождёнными и только они будут жить на небесах, правя над Землёй вместе со Христом.
Для обретения спасения необходимо раскаяться в своих грехах, соблюдать заповеди и довериться Иисусу Христу. Для спасения в Армагеддоне (войне Бога с Сатаной и его злым миром) необходимо: искренне раскаяться в своих бывших грехах и также искренне стараться их не повторять вновь; посвятить себя Иегове, единому Всемогущему Богу; святить и призывать имя Иеговы и свидетельствовать об этом имени; верить в искупительную жертву Иисуса Христа, признавать его как единородного Сына Божьего и действующего Царя на небе от имени Иеговы; повиноваться всем заповедям и моральным принципам Бога, даного им через Христа; держаться в стороне от политических дел мира; доказывать свою веру на деле, включая провозглашения доброй вести другим людям; присоединиться к правдивой организации Бога, быть его Свидетелем.
Свидетели Иеговы и образование
Свидетели Иеговы очень ценят образование, потому что считают Бога отцом образования. В своей литературе они нередко пишут о важности приобретения знания. Свидетели стараются дать своим детям среднее образование, а в странах, где его получение обязательно, заканчивают положенное число классов. Литература Свидетелей, рекомендует старательно учиться в школе, делая всё, «как для Господа» (Колоссянам 3:23).
Религиозное и богословское образование
Под этим образованием Свидетели Иеговы понимают изучение Библии, предлагая другим получить его, изучая с ними Библию по специальным публикациям. Но изучение Библии со Свидетелями не ограничивается изучением их вероучений по определённой программе, а поощряется самостоятельное изучение Библии за рамками этой программы[37], но в рамках публикаций и вероучений «верного и благоразумного раба»[38]. Поэтому руководство Свидетелей Иеговы не одобряет создания отдельных групп, которые осуществляют независимые исследования Писания и библейские дискуссии, а также издание публикаций, организацию встреч и создание веб-сайтов не под руководством организации.[39].
У Свидетелей Иеговы отсутствует высшее богословское образование. Служители организации получают необходимую профессиональную подготовку в ряде школ, организованных для членов организации Свидетелей Иеговы, однако прохождение такого обучения не является необходимым условием для получения ответственных назначений в организации. Изучение языков Библии (древнегреческого и древнееврейского) в этих школах отсутствует, но в рамках изучения доктрин организации, слушателей знакомят с особенностями перевода отдельных слов и выражений, которые используются для обоснования отдельных пунктов вероучения. Кроме этого, в этих школах обучаются ораторскому искусству, умению правильно читать и правильному произношению.
Школа теократического служения. В 1943 году, когда эта Школа была введена в собраниях Свидетелей Иеговы, её цель была сформулирована так: «Сделать всех „верных людей“, слушавших Слово Бога и доказавших веру в него, „способными учить“ других… Это необходимо для того, чтобы каждый из них был… полнее „приготовлен“ всенародно возвещать о той надежде, которая есть у него самого».[40] Цель Школы не изменилась и по сей день. Школа теократического служения продолжает выполнять две свои главные задачи:
помогает Свидетелям улучшать способности рассказывать «истину» Библии;
лучше знакомит их со Словом Бога, его учениями и принципами.
Учебником для обучения в этой школе в настоящее время служит книга «Учимся в Школе теократического служения». Присутствовать на занятиях школы могут все желающие. Выступать с учебными заданиями могут крещёные и некрещёные возвещатели, а также те, кто в общем разделяет учения Свидетелей Иеговы, но ещё не стал членом их организации[41].
Школа пионерского служения — десятидневный курс для тех, кто служит общим пионером больше года. После того, как пионер прошёл Школу, его могут пригласить на повторный курс не менее, чем через 10 лет.
Школа усовершенствования служения — школа для служебных помощников и старейшин, соответствующих требованиям, подготавливающая их выполнять различные задачи в зависимости от потребностей организации. В этой Школе они учатся ещё лучше руководить проповедническим служением, заниматься пастырской работой и учить в собрании Свидетелей Иеговы.[42]
Школа царственного служения начала действовать в 1959 году. Школа царственного служения создана для районных и областных надзирателей, а также для старейшин собрания Свидетелей Иеговы. Вначале курс Школы длился месяц. Через год после того, как Школа начала действовать в Соединённых Штатах, материал, преподаваемый на ней, был переведён на другие языки и использовался для обучения по всему миру. Поскольку не все ответственные руководители собраний могли освободиться от своей светской работы на целый месяц, в 1966 году появился двухнедельный курс этой школы. «Школа царственного служения — не духовная семинария, — говорится в книге „Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога“ — по окончании которой учащиеся получают духовный сан. Учащиеся уже были назначенными служителями Бога. Многие из них уже десятки лет заботливо пасли Божье стадо». Эта школа существует и в наше время. Сокращённый курс этой школы проводится и для служебных помощников. Во время обучения подробно обсуждаются указания из Слова Бога, касающиеся деятельности Свидетелей. Большое внимание уделяется проповедническому служению и тому, как сделать его эффективным.[43]
Библейская школа Сторожевой Башни Галаад (ранее «Библейский колледж Сторожевой Башни Галаад») подготавливает миссионеров, которых направляют в те страны, где мало Свидетелей Иеговы или нужна дополнительная помощь.
В тех странах, где большинство населения не может ни читать, ни писать, Свидетели организовывают школы, в которых бесплатно обучают людей всякого возраста умению читать, писать и азам математики. Но своим главным бесплатным обучением они считают научить людей из всех народов «точному знанию» Слова Бога.
Профессиональное и высшее образование
Свидетели Иеговы считают необходимым получение специального профессионального обучения. От приобретения же высшего образования чаще всего отказываются, аргументируя словами апостола Павла: «мудрость этого мира есть глупость для Бога» (1Кор.3:19). Они считают, что получать профессиональное образование необходимо только для того, чтобы удовлетворять материальные потребности своей семьи, а не для продвижения в этом мире. В своих публикациях Свидетели Иеговы критикуют высшее образование, считая, что оно не настолько ценно, как «образование, которое даёт Бог» [1].
Издательская деятельность и литература Свидетелей Иеговы
Основные статьи: Издательская деятельность Свидетелей Иеговы, Литература Свидетелей Иеговы
Свидетели Иеговы осуществляют активную издательскую деятельность. Вся вероучительная литература организации пишется централизованно на английском языке, а издания на остальных языках являются переводом с английского издания. Кроме этого, в некоторых случаях издаются отдельные публикации, предназначенные только для использования в определённых странах, только лишь на языках этих стран.
В настоящее время, как правило, основные издания организации выходят одновременно на английском языке и на наиболее распространённых языках мира, в том числе и на русском (так, «Сторожевая башня» выходит одновременно на 155 языках). По своему характеру литература общества делится на периодическую и непериодическую. Кроме книг, журналов, брошюр и трактатов, Свидетели Иеговы выпускают документальные фильмы на DVD, пособия на языках жестов (видеокассеты и DVD), книги шрифтом Брайля, а также записи на аудиокассетах и CD-ROM (музыкальное сопровождение для встреч, («Мелодии Царства»), аудиоверсии из «Сторожевой башни» и «Пробудитесь!», записи библейских драм для конгрессов и личного прослушивания). Литература Свидетелей Иеговы издаётся на 432 языках, шрифтом Брайля на 15 языках, а также на 26 языках жестов. Видеофильмы Свидетелей доступны на 66 языках[44].
Главный центр Свидетелей Иеговы в Бруклине (район города Нью-Йорк, США)
Библия в Переводе Нового Мира
Основная статья: Перевод Нового Мира
Из библейских изданий Свидетелей Иеговы большое внимание уделяется изданию Священного Писания, как правило, в «Переводе Нового Мира» (НМ, на русском языке полностью вышел в 2007 году), на разных языках.
Другие переводы Библии
Помимо издания полной Библии в Переводе Нового Мира, на некоторых языках могут отдельно издаваться «Христианские Греческие Писания», а также вся Библия в переводе не-Свидетелей Иеговы на каком-либо языке в случае, если этот перевод в некоторых своих частях в чём-то соответствует значимым пунктам учения Свидетелей Иеговы. Так, в 1997 году Свидетели Иеговы издали на русском языке Библию, в котором Ветхий Завет, как утверждалось Свидетелями Иеговы, был в переводе Архимандрита Макария, а Книга Псалмов — в переводе Герасима Павского, — однако сотрудниками межконфессионального Центра апологетических исследований оспаривается аутентичность опубликованного ими текста.[45] Новый Завет в этом издании Библии соответствовал Синодальному переводу. Также в 2001 году на русском языке Свидетели Иеговы издали Библию, в котором Ветхий Завет был в Синодальном переводе, а Новый Завет — в переводе Нового Мира.
В 1985 году Обществом Сторожевой Башни был издан «Подстрочный перевод Царства Греческих Писаний» на английском языке, в котором приводятся книги Нового Завета в переводе НМ (1984), в сопровождении греческого текста «Нового Завета на оригинальном греческом» Б. Ф. Весткотта и Ф.Дж. А. Хорта (1881) и подстрочного дословного перевода Нового Завета на английский язык (1969).
Периодические издания
К периодическим изданиям общества относятся:
Журнал Сторожевая башня, издающийся 2 раза в месяц. Начиная с 1 января 2008 года выходит в двух версиях — «для внешних читателей» (выходит 1 числа каждого месяца) и «для христианского братства» (выходит 15 числа каждого месяца)[46]
Ежемесячный журнал «Пробудитесь!»
Ежемесячный бюллетень «Наше царственное служение» (сокр. «НЦС»). Данный бюллетень не предназначен для открытого распространения, он распространяется только в собраниях Свидетелей Иеговы среди крещёных и некрещёных возвещателей
Ежегодник Свидетелей Иеговы
Настенный календарь Свидетелей Иеговы
«Исследовать Писания каждый день» (брошюра карманного формата, содержит подборку библейских стихов на каждый день с комментариями, взятыми из напечатанных ранее выпусков «Сторожевой башни»)
Вероучительные издания
Вероучительные издания Свидетелей Иеговы посвящены освещению как учения Свидетелей Иеговы в общем, так и каких-то частных моментов учения этой организации или же толкованию какой-либо части Священного Писания в свете учения организации. Как правило, данные издания предназначены для изучения с людьми, пожелавшими узнать об учении Свидетелей Иеговы или же на книгоизучении (одной из встреч собрания Свидетелей Иеговы). С этой целью в каждой главе такой книги все абзацы пронумерованы и к каждому абзацу даны вопросы, на которые предлагается ответить лицу, проходящему изучение данной публикации или же членам группы книгоизучения собрания.
Одним из основных изданий, используемых в настоящее время Свидетелями Иеговы для изучения с интересующимися людьми, является книга «Чему на самом деле учит Библия?». Книга состоит из 19 глав, в которых рассматриваются основные учения Библии. В настоящее время книга издана на 179 языках.
Организационные издания
Организационные издания Свидетелей Иеговы предназначены для освещения внутренней жизни собраний Свидетелей Иеговы. Они представляют собой нормативные документы, которые (наряду с информацией, публикуемой в бюллетене НЦС) являются руководством для практической жизни всех собраний Свидетелей Иеговы. Как правило, организационные издания распространяются только в среде членов собрания Свидетелей Иеговы (некрещёных и крещёных возвещателей). Одним из главных организационных изданий является книга, которая так и называется: «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы».
Закрытые издания
Закрытые издания Свидетелей Иеговы предназначены для специализированного пользования строго ограниченным кругом лиц из числа действительных членов собрания Свидетелей Иеговы. Одно из них — книга для старейшин «Внимайте себе и всему стаду», являющаяся учебником для Школы царственного служения (проводится только для надзирателей собрания и (в сокращённом виде) для служебных помощников). Хотя содержание самой книги и недоступно рядовым членам, большая часть того, что в ней написано, публиковалась в других доступных изданиях Свидетелей Иеговы[источник?]. Изготовление каких-либо копий книги запрещено, а старейшина, утративший свой статус, должен её вернуть.
Подобным изданием, предназначенным для строго ограниченного круга лиц, является учебник для Школы пионерского служения — «Сияйте, как светила в мире» (издан в 1977, переиздавался в 1995 и 2004 году). Данная книга предназначена для общих пионеров Свидетелей Иеговы, однако, в отличие от книги «Внимайте», строгого ограничения на её распространение не существует[источник?].
Проповедническая, миссионерская и религиозная деятельность Свидетелей Иеговы
Проповедническая деятельность Свидетелей Иеговы
Свидетели Иеговы считают, что в своей проповеднической деятельности и организационном устройстве они следуют примеру христиан I века, изложенному в Новом Завете, с учётом современных мировых обстоятельств.
Служение по домам — наиболее известный метод, которым пользуются Свидетели Иеговы. Их проповедническая деятельность хорошо организована, и они планомерно обходят все жилые дома и квартиры в районе, где проживают. Также некоторые из них по собственному желанию выезжают в отдалённую территорию для проповедования. В своём служении они пользуются Библией, а также журналами «Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы», «Пробудитесь!» и другими публикациями.
Основная цель проповедования — начать с желающими изучение Библии с помощью одной из публикаций Общества Сторожевой Башни. В настоящее время основным пособием для изучения является книга «Чему на самом деле учит Библия», изданная в 2005 году.
Встречи собрания. Свидетели Иеговы регулярно встречаются в Залах Царства (при отсутствии Залов используются арендованные помещения либо частное жилье). На одной из таких встреч произносится 30-минутная публичная речь, после чего следует изучение статьи из журнала «Сторожевая Башня». Другая встреча — Школа теократического служения, на которой Свидетели Иеговы учатся ораторскому искусству; следующая за ней часть программы — служебная встреча — посвящена обсуждению проповеднической деятельности в их местности. Кроме того, Свидетели Иеговы еженедельно собираются небольшими группами в частных квартирах для изучения одной из публикаций Общества Сторожевой Башни.
Проповедническая деятельность проводится более чем в 230 странах и территориях (территории соотнесены по географическому признаку для более удобного обслуживания филиалами, к примеру, Гавайи и Тайвань отмечены как отдельные территории) и координируется благодаря определённому организационному устройству. За деятельностью всей организации наблюдает Руководящий совет, находящийся во всемирном главном управлении в Бруклине (Нью-Йорк). Ежегодно Руководящий совет посылает своих представителей в разные регионы мира для обсуждения широкого круга вопросов с местными филиалами. В каждом филиале, число которых на сегодняшний день составляет 113, назначен комитет, который состоит из трёх—семи членов и наблюдает за деятельностью в странах, находящихся в ведении этого филиала. В некоторых филиалах есть типографии, часть из них оборудована высокоскоростными ротационными печатными машинами. Страна или территория, подведомственная каждому филиалу, разделена на области, а они, в свою очередь, на районы. Каждый район включает около 20 собраний. Периодически областной надзиратель посещает районы своей области. В каждом районе ежегодно проводится два конгресса. Кроме того, каждое собрание обычно два раза в год посещает районный надзиратель, который помогает местным Свидетелям в организации и проведении проповеднической деятельности в территории данного собрания.
Отчёты об этой деятельности отправляются во всемирное главное управление. На их основе составляется годовой отчёт и издаётся «Ежегодник». Кроме того, до 2004 года таблица с этими данными публиковалась в каждом выпуске журнала «Сторожевая башня» от 1 января (в 2005—2007 годах — от 1 февраля, с 2008 года — в февральском выпуске «Нашего царственного служения»). В частности, сообщается, что в 2007 году Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа посетило 17 672 443 Свидетеля Иеговы и интересующихся их деятельностью. В 2007 служебном году (то есть с 1 сентября 2006 по 31 августа 2007) на проповедническую деятельность ушло более 1,4 миллиарда часов, а также потрачено более 121 миллиона долларов США на обеспечение полновременных служителей.
Терминология Свидетелей Иеговы
Основная статья: Терминология Свидетелей Иеговы
Свидетели Иеговы в ходе своей религиозной деятельности пользуются рядом специфических терминов.
Критика
Наиболее часто Свидетели обвиняются в пренебрежении жизнью из-за отказа от переливания крови, в разрушении семей, в отказе от исполнения воинского долга.
Кроме того, из-за особенностей их учения, крещённые Свидетели, совершившие тяжёлый грех, или критикующие деятельность либо учения организации, подвергаются остракизму (лишению общения или исключению). Некоторые из них занимают активную позицию против организации, выступая со статьями в СМИ, пикетируя их конгрессы, собрания и т. д.
Перевод Нового Мира
Перевод Нового Мира неоднократно критиковался учёными, а также представителями других религий. Этот перевод имеет существенные отличия в содержании от других переводов Библии и не признан богословами других конфессий. Перевод обвинялся в подтасовке согласно их учению, неуместном употреблении имени Иегова в Новом Завете, неточности использования оригинальных текстов.
Пересмотры библейской хронологии и установление дат
Апологеты довольно часто указывают на то, что высшее руководство Свидетелей Иеговы (президенты Общества Сторожевой Башни и Руководящий совет), основываясь на собственных истолкованиях библейской хронологии, неоднократно устанавливало разнообразные даты как сроки конца света («завершения системы вещей»). Действительно, некоторые их публикации упоминали 1914, 1925, 1975 годы, намекая, что в это время, возможно, следует ожидать либо Армагеддона, либо вознесения помазанных христиан на небеса, либо воскресения древних праведников на земле, либо иных событий в совокупности. С другой стороны, некоторые (а в определённые времена и многочисленные) Свидетели по-своему интерпретировали эти указания и делали определённые выводы, в том числе спекулятивного характера. К примеру, часть Свидетелей Иеговы в западных странах незадолго до 1975 года влезали в долги (с расчётом на то, что их не придётся отдавать из-за конца системы вещей)[источник?]. В изданиях Свидетелей Иеговы появлялись сообщения о том, что члены организации продавали свое имущество и приступали к полновременному (пионерскому) служению, надеясь таким образом провести «короткое оставшееся до конца злого мира время»[47]. Статистика показывает, что в течение нескольких лет перед 1975 годом наблюдался приток новых членов (крещенных Свидетелей Иеговы) в ряды организации; а после 1975 года и наступившего разочарования наблюдалось существенное падение числа крещений. По мнению ряда бывших Свидетелей Иеговы (в частности, бывшего члена Руководящего совета Реймонда Френца), подобный «дух бодрствования» не только не осуждался, но и поощрялся высшим руководством Свидетелей Иеговы.[48]
Изменение представлений Свидетелей Иеговы о датах представлено в таблице ниже.История эсхатологии Свидетелей Иеговы
Начало «последних дней» Невидимое присутствие Христа Христос как Царь на небе Воскресение 144 000 Суд над религиями Великое бедствие
1879–1920 1799[источник?] 1874[источник?] 1878[источник?] 1914, 1915[источник?], 1918, 1920
1920–1925 1925
1925–1927 1914 1878[источник?] 1878[источник?] во время жизни поколения 1914 года
1927–1930 1918[источник?]
1930–1933 1919
1933–1966 1914
1966–1975 1975 (?)
1975–1995 во время жизни поколения 1914 года
1995-2008 близко
Частые изменения учения — «новый свет»
Другим довольно распространённым объектом критики является так называемый «новый свет», то есть, изменяющиеся с течением времени учения. Каждый раз, когда появляется «новый свет», старое понимание объявляется неверным. Так, к примеру, в 1995 году была поправка в отношении «рода сего» (или «этого поколения», НМ). До этого периода считалось, что Армагеддон придет при жизни поколения людей (в том числе «помазанных христиан»), родившихся в 1914 году;[49] после этого, в пояснительной статье в журнале Сторожевая башня от 1 ноября 1995 года указывалось, что «род сей» — это тип людей со злыми наклонностями, появившийся после изгнания Сатаны с неба на Землю, произошедшего, согласно их учению, в 1914 году. С того времени и вплоть до 2008 года считалось, что под «этим поколением» (Матфея 24:34) понимается данная историческая эпоха, по продолжительности необязательно равная времени жизни одного человеческого поколения[50]. Данное изменение в вероучении было воспринято как попытка подогнать факты, что помазанники были в очень преклонном возрасте и отсутствие Армагеддона, «оттянув» таким образом время. В «Сторожевой башне» от 1 февраля 2008 года данное учение пересмотрено в очередной раз: Руководящий совет Свидетелей Иеговы установил, что «поколение», о котором говорил Иисус Христос в Матфея 24:34, на самом деле представляет только Его учеников, а именно — Его «помазанных братьев».[51] Как отмечено рядом действующих и бывших Свидетелей Иеговы на Западе и в России, эта «корректировка» по сути является возвращением к истолкованию данного библейского стиха более чем 80-летней давности.[52]
В 2007 году изменилось отношение к вопросу о времени завершения сбора 144 000 помазанных Свидетелей Иеговы, которые, по их учению, призваны править вместе со Христом на небе. Если до этого времени считалось, что «к 1935 году сбор 144 000 помазанных христиан практически уже был завершён»[53], то в настоящее время считается, что он, по всей видимости, ещё не завершён, и невозможно «указать определённой даты окончания призвания к небесной надежде».[54]. По мнению многих, это учение откладывает время Армагеддона на неопределённое время.
Сами Свидетели объясняют подобные изменения тем, что Руководящий Совет — это единственный канал от Бога, а Бог постепенно открывает через этот канал исполнение пророчеств. (Притчи 14:18)[55].
Другие изменения, которые не подвергались такой критике, перечислены ниже:
1932 — Пророчества Ветхого Завета об Израиле стали рассматривать как пророчества о «помазанном остатке» — «Израиле Божьем».
1942 — Старейшинам запрещено курить.
1947 — Полный запрет полигамии (до этого тем, кто познакомился со Свидетелями, будучи многожёнцем, разрешалось оставаться таковым, фактически, такие случаи встречались лишь в Африке).
1963 — Под Вавилоном Великим стали понимать все религии мира, кроме самой религии Свидетелей Иеговы (до этого под ним понимали лишь христианские религии).
1973 — Полный запрет курения в организации.
1976 — Свидетелям запрещено работать в игорном бизнесе.
Отрицание креста
См. также: Форма орудия казни Иисуса
Христианские богословы и историки считают ошибочными убеждения Свидетелей Иеговы о том, что Иисус был распят на обычном столбе, а не на кресте (то есть на столбе с поперечной перекладиной, расположенной ниже вершины столба). В «Переводе нового мира» греческое слово σταυρός (ставрос), которое в Библии традиционно переводится словом «крест», переведено как «столб мучений». При этом создатели «Перевода нового мира» ссылаются на мнение тех исследователей, которые придерживаются точки зрения о языческом происхождении креста в христианстве, не упоминая в своих комментариях о том, что во времена Римской империи слово σταυρός употребляется не только в своем первичном значении, но и для обозначения орудия казни, которое имела различную форму — от простого столба до Т-образного или четырёхконечного или шестиконечного креста. [56]
В своих выводах Свидетели Иеговы не считают нужным учитывать данные археологии и документы раннего христианства, которые свидетельствуют о форме креста, на котором был распят Иисус. Критики часто ссылаются на раннехристианские источники и данные археологии, которые, по мнению критиков, противоречат теории Свидетелей Иеговы о распятии Иисуса на столбе.
Известные критики
В 1980 году один из членов Руководящего Совета Реймонд Френц вышел из его состава и впоследствии был исключён из организации Свидетелей Иеговы. После этого он занял активную критическую позицию против политики Руководящего совета Свидетелей Иеговы и написал две книги, в которых подверг критическому анализу ряд учений и норм, а также организационную структуру руководства Свидетелей Иеговы. [57]
Место Свидетелей Иеговы в систематике религий
Среди религиоведов нет единого мнения о том, к какой группе религий отнести Свидетелей Иеговы. Среди разных вариантов есть такие:
Постреформационный протестантизм [58]
Протестантские церкви и секты [59][60]
Парахристианство [61].
Сами они считают себя единственно истинной христианской религией, не принадлежащей к какой-то группе религий, и противопоставляют «истинное христианство» (Christianity) и «отступнический христианский мир» (Christendom).
Свидетелей Иеговы часто причисляют к сектам и культам христианского направления. Некоторые представители других христианских конфессий не считают Свидетелей Иеговы христианами в связи с существенными догматическими различиями между Свидетелями Иеговы и большинством других христиан.
Однако, многие религиоведы причисляют Свидетелей Иеговы к протестантам[62], несмотря на то, что они не разделяют основополагающее учение протестантизма о спасении (Sola fide, Sola gratia — только верою и только благодатью). Из принципов протестантизма Свидетели Иеговы признают только Sola scriptura (только Библия).
Именование «церковь» по отношению к организации Свидетелей Иеговы не употребляется ни самими Свидетелями Иеговы (вместо они употребляют слова «собрание», «организация»[63]), ни представителями других христианских конфессий. Но иногда такое именование можно встретить в светских справочниках по религиоведению [64].
По мнению некоторых исследователей и части общественности организацию Свидетелей Иеговы следует относить к христианской секте[65][66]. Однако по мнению других специалистов, эта точка зрения в настоящее время не соответствует действительности, поскольку организация Свидетелей Иеговы не подпадает под традиционные признаки секты:
1) не является отколовшимся течением от господствующего религиозного направления, а развилась из кружка по изучению Библии, основанного в 1870-х годах Чарльзом Тейзом Расселлом;
2) не является замкнутой и отгородившейся от общения с людьми общиной;
3) не имеет в настоящее время доминирующего харизматического лидера.
В настоящее время термин «секта» крайне редко употребляется в религиоведении по отношении к Свидетелям Иеговы, но очень часто в полемической литературе других христианских конфессий. В особенности такой подход характерный для авторов, которые к «сектам» относят все христианские конфессии, кроме наиболее распространённых (православия, католицизма и раннего протестантизма).