Апостолы: факты и легенды
Из преданий известно, что во времена гонения при Нероне, в Риме, Петр принял мученическую смерть. Говорится, что он был распят, по некоторым сведениям - вниз головой, это проясняет смысл слов в Ин. 21:18-19.
В случае с Павлом дело обстоит сложнее. В Деяниях рассказ о нем обрывается во времени, когда он проповедовал в Риме. Ряд авторов первых веков единодушны в том, что он умер в Риме при Нероне, по всей видимости - обезглавленным, как подобает римскому гражданину.
Согласно одному из древних преданий, Иоанн был казнен в бочке с кипящим маслом. Однако из Откровения известно, что Иоанн находился тогда в ссылке на острове Патмос. По другому, заслуживающему доверия преданию, Иоанн был учителем в Ефесе, где и умер около 100 года по Р.Х. Все это указывает на то, что в ранней церкви было по крайней мере два человека с эти именем и что в преданиях они слились в одно лицо.
Иаков же, согласно преданию без особого успеха проповедовал Евангелие в Галисии и Сарагосе. На обратном пути ему явилась стоящая на колонне Дева Мария, обратившаяся к нему со словами ободрения. По возвращении в Иерусалим Иаков был обезглавлен по приказу ирода, и ученики отвезли его останки в Компостелу в Испании, где он якобы покоится и ныне. Эта легенда сыграла важную роль в дальнейшей истории Испании - святой Иаков (по-испански Сантьяго) стал национальным святым страны.
Предание о посещении Фомой Индии в буквальном смысле слова ставит историков в тупик. Впервые оно появляется в "Деяниях Фомы", где говорится, что индийский царь Гондофар искал архитектора для постройки дворца и что Фома, который не был архитектором, предложил свои услуги. Узнав, что Фома раздает нищим деньги, выделенные на строительство дворца, царь приказал бросить апостола в темницу. Но тут вернулся к жизни умерший брат Гондофара Гид и рассказал брату, что видел величественный небесный дворец, построенный благодаря пожертвованиям, которые Фома давал нищим. Царь и его брат уверовали и крестились, а Фома пошел дальше по Индии и в конце концов принял мученическую смерть. Хотя и вызывает эта история сомнения, но во всяком случае, показательно, что в Индии с относительно давних времен существует церковь, считающая Фому своим основателем.
Источник: "История христианства", Хусто Л.Гонсалес
Гонения при Нероне
Нерон взошел на римский престол в октябре 54 года, благодаря интригам его матери. Поначалу он был разумным, не вызывавшем особой неприязни правителем, чьи законы в пользу неимущих благожелательно встретил римский плебс. Но его все больше ослепляли мечты о величии и страсть к наслаждениям. Через десять лет после прихода к власти к нему с презрением стал относиться народ. Вскоре поползли слухи о его сумасшествии. Так обстояли дела, когда ночью 18 июня 64 года в Риме вспыхнул большой пожар. В это время Нерон находился в нескольких милях от города, узнав о происходящем, он поспешил в Рим, где попытался организовать борьбу с огнем. Пожар продолжался шесть дней и семь ночей. Десять из четырнадцати районов города были полностью уничтожены. Народ же подозревал в поджоге императора. Говорили, что самонадеянно считая себя поэтом, он приказал поджечь город, чтобы огонь вдохновил его на большую эпическу поэму. Нерон пытался развеять эти подозрения, но скоро стало ясно, что сделать этого не удастся, пока не будет найден другой виновник. в двух из уцелевших районов проживало значительное число иудеев и христиан. На христиан император и решил возложить вину.
Свидетельство очевидца Тацита: Умерщвление христиан сопровождалось издевательствами, их облачали в шкуры зверей, дабы они были растерзаны на смерть собаками, распинали на крестах или поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады...
Христианские авторы вспоминают об ужасах тех дней. Очень возможно также, что жертвами Нерона стали Петр и Павел. Сначала христиан обвиняли в поджоге, а затем стали преследовать просто как христиан.
В 68 г. в ходе восстания, поддержанного римским сенатом, Нерон был низложен и покончил жизнь самоубийством. Гонения прекратились, хотя антихристианские законы Нерона отменены не были. Последовал период политических неурядиц, так что 69 год по Р.Х. стал "годом четырех императоров". В конце концов к власти пришел Веспасиан, и за время правления его самого и его сына Тита власти христианами не интересовались.
Гонения при Домициане
Домициан, ставший императором после Тита, сначала тоже не обращал на христиан особого внимания. Не вполне ясно, когда именно он обрушил на них свой гнев. Известно, что он любил и уважал римские традиции и хотел их восстановить. Христиане же, отвергавшие римских богов и многие из римских традиций, мешали осуществлению мечтаний Домициана, что могло стать одной из причин гонений.
Притеснения пришлось испытать и иудеям. Поскольку в 70 году храм был разрушен, Домициан решил, что все иудеи должны передавать в казну империи сбор на храм, который прежде шел в Иерусалим. Одни иудеи отказались этому подчиниться, другие согласились, не скрывая, что Рим не может занять место Иерусалима. В ответ Домициан ввел законы, направленные против иудаизма, где он настаивал на новых условиях пожертвований в еще более жестких выражениях. Поскольку в то время римские власти еще не проводили четкого различия между иудеями и христианами, имперские судьи преследовали теперь всех, кто следовал "иудейским обрядам". Так начался новый период гонений, направленных против иудеев и христиан.
В Малой Азии в ходе гонений родилась книга Откровение, автор которой был сослан на остров Патмос. Есть сведения, что там казнили очень многих, - церковь Малой Азии долго вспоминала о правлении Домициана как о времени суровых испытаний. К счастью, когда начались гонения, правление Домициана подходило к концу. В Домициане, как и в Нероне, все больше видели тирана. Его противники организовали заговор, и он был убит в собственном дворце. Римский сенат постановил стереть его имя со всех надписей, чтобы о нем не осталось никаких воспоминаний. Судьба же христиан никого не волновала, и они получили несколько лет относительного спокойствия.
На протяжении всего || века положение христиан оставалось шатким и опасным. Гонения свирепствовали не беспрерывно. Временами в одних частях империи христиан преследовали, но зато не трогали в других.
Гностицизм
"Гностицизм" происходит от греч. слова gnosis и означает "знание". Гностики полагали, что они обладают особым мистическим знанием, которое дается только посвященным. Именно это знание представляет собой ключ к спасению. Гностицизм был серьезной угрозой для христианства в течение всего 2 века. Ведущие деятели церкви твердо противостояли ему, так как видели, что он несет в себе отрицание таких ключевых христианских учений, как творение, воплощение и воскресение. Поэтому церковь разрабатывала методы борьбы с ним.
Учители церкви
Ириней Леонский - выходей из Малой Азии, родился в 130 г. по Р.Х. Учился у Поликарпа. Был епископом церкви города Леона. Его сочинения представляют собой прекрасное свидетельство о вере церкви в конце 2 века. В них он стремился наставлять церквовь, опровергая ересь (учение гностиков).
Климент Александрийский - биография и круг интересов Климента были совершенно иными, нежели у Иринея. Климент родился в Афинах. Родители были язычниками, но Климент при неизвестных обстоятельствах уже в юности обратился в христианство. Его учителем был Пантен, о котором известно очень мало. После смерти учителя занял его место основного христианского наставника в Александрии. В 202 году, когда императором был Септимий Север, начались гонения, и Клименту пришлось покинуть город. До самой смерти в 215 году он путешествовал по Восточному Средиземноморью, в частности, по Сирии и Малой Азии. Тем не менее, Его взгляды и мысль отражали общую атмосферу в Александрии, во многом повлиявшую на развитие богословской мысли. Он использовал мысли Платона и др. философов. По его представлению, грекам была дана философия, а евреям - закон. Но то и другое ведет к конечной истине, раскрытой во Христе. У греков философы играли ту же роль, что и пророки у иудеев. С иудеями Бог установил закон, а с греками - завет философии. Нет смысла останавливаться на богословских воззрениях Климента. Хотя он и считал себя толкователем Писания, аллегорический метод побуждал его отыскивать в священном тексте идеи, вдохновленные Платоном.
Тертуллиан Карфагенский - отличался от Климента. Родом из Карфагена, города на севере Африки. В христианство обратился в Риме в 40 лет. Вернувшись в Карфаген, он написал несколько трактатов в защиту веры против язычников и в защиту ортодоксального христианства против различных ересей. Он был адвокатом, поэтому его творчество несет отпечаток юридического склада ума. В своей работе "О душе" - Тертуллиан вызывает человеческую душу свидетелем в суд и, допросив ее, приходит к выводу, что "душа по своей природе - христианка" и упорствует она в отвержении христианства из-за своего упрямства и слепоты. Он считается уникальной личностью в истории христианства. Стратсный защитник ортодоксальности и противник всякой ереси в конце концов примыкает к движению, которое церковь рассматривала как еретическое - монтанизм. В последствии он разочаровался в монтанизме. Его можно считать основателем западного богословия.
Ориген Александрийский - Ориген был самым выдающимся учеником Климента, вырос в христианской семье. Он внес огромный литературный вклад в христианское богословие. Поскольку между разными переводами Писания существовали различия, он создал "Гекзаплу". Это было издание Ветхого Завета, состоявшее их шести колонок: древнееврейского текста, греческой транслитерации древнееврейского текста и четырех различных греческих переводов. Важно отметить, что во многих вопросах Ориген был скорее платонистом, нежели христианином. Он утверждал, что физический мир существует в результате греха. А рассуждая о предсуществовании душ и о вечном цикле грехопадения и восстановления, он ос всей очевидностью отходит от того, чему учит христианство.
Источник: Сайт Церкви "Сила Веры"