Что такое закон Божий, и как я его нарушил?
Закон Божий - это, во-первых, духовный закон, который дан нам в Новом Завете. Во-вторых, это завет между Богом и Израилем. В-третьих, это закон, который Бог дал человеческому роду в самом начале существования людей на земле.
Сегодня закон Божий мы можем выразить в нескольких словах: мы должны любить Бога всем своим сердцем, всем своим сознанием и всеми своими силами и должны любить друг друга, как Христос возлюбил нас. Апостол Павел сказал:
«Любящий другого исполнил закон» (Рим 1.8).
Итак, есть два объекта нашей любви. Во-первых, мы любим Бога всеми силами своей души. Во-вторых, мы должны любить нашего ближнего, как любим самих себя. Это приводит к исполнению всего закона. По слову Иисуса, «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22.40).
С другой стороны, в законе, данном на Синае, были конкретные правила и установления, начинающиеся с Десяти Заповедей. Первые четыре относятся к почитанию Бога. Пятая заповедь говорит о послушании тем, кто частично выполняет по отношению к нам роль Бога, в первую очередь родителям. Остальные пять заповедей относятся к нашим отношениям с ближним. Не пожелай жены его. Не пожелай его имущества. Не лжесвидетельствуй (не лги) о нем. Не убивай его. Не притесняй его. Если вы поступаете с ним, как с самим собой, если любите его, как самого себя, то вы исполнили эти заповеди.
В конечном счете, закон Божий состоит в том, чтобы всегда ставить Бога на первое место. Он хочет, чтобы мы поступали как Его любящие сыновья и дочери. Мы должны слушать Его, повиноваться Ему и быть готовыми исполнить любое Его повеление, каково бы оно ни было. Это самое главное в законе Божием, это - закон Духа жизни во Христе Иисусе (Рим 8.2).
Писанный закон, данный Богом на горе Синай, содержит множество частных, в особенности касающихся употребления пищи, предписаний и запрещений, но тот закон был дан преимущественно Израилю. В Библии сказано, что он был тенью тех благодатных вещей, которые должны были произойти в будущем (см. Кол 2.16-17). Исполнение закона - во Христе. Христос входит в нас, и мы принимаем, переживаем внутри себя праведные установления писанного закона. Дух Христов помогает нам совершенно естественно и добровольно делать то, к чему закон принуждает силой.
Мы видим, что в современном мире закон накладывает ограничения преимущественно на тех, кто не живет в любви к другим людям. Есть законы о торговле, об охране окружающей среды, законы против убийства, похищения людей, воровства, мошенничества и многих других злых дел. Все эти законы имеют целью предотвратить поступки людей, которые намереваются причинить ущерб и страдания другим. Но тем, кто живет в любви, закон фактически не нужен - ни один закон их не отягощает и не ограничивает, потому что они естественно и добровольно исполняют верные установления писанного закона, внушаемые им Духом.
Если закон основан на любви к Богу и ближнему, то нарушаем мы его тогда, коща недостаточно любим Бога и вредим своим ближним. Поскольку иногда стремление вредить другому - кражей, супружеской изменой, убийством, клеветой - овладевает нашим сознанием, становится привычным, то Бог дополнил закон запрещением дурных стремлений - мысленного греха, греха помышлением. Иисус расширил понятие греха, сказав, что вожделеющий взгляд равносилен прелюбодеянию, а гнев и оскорбление равносильны убийству (см. Мф 5.21-28).
Что такое грех?
Грех есть отпадение от славы Божией. Мы грешим, когда не делаем того, чего хочет от нас Бог, или делаем то, чего Он не хочет. «Грех» - по-гречески «хамартиа», что значит «уклонение от цели». Если вы должны выстрелить в цель, но стреляете мимо, вы уклонились от цели. Цель Бога есть совершенство, полное совершенство. Все, что уклоняется от Его совершенства и святости, есть грех.
Укажем еще два слова, которые относятся к особому виду греха. Первое - неправильность, неправедность* (По-английски (в оригинале) - iniquity.), то есть уклонение, беззаконие* (Twistedness, crookedness.). Это означает искаженное, извращенное желание сделать что-то противоречащее установленным нормам. Если наша норма - Иисус Христос, то поведение, не соответствующее Его примеру, следует считать неправедным (iniquity). Второе слово - нарушение, преступление (закона)* (Transgression.). Преступление означает сознательное, добровольное нарушение известного закона или нормы. Вы знаете, чего желает от вас Бог в данном конкретном случае, но вы сознательно поступаете против Его воли. Неправедность искажает, ограничивает Божью волю о нашей жизни. Нарушение закона полностью отвергает ее и разрушает нашу жизнь.
Это - исчерпывающее определение греха. Апостол Павел сказал: «Все, что не по вере, грех» (Рим 14.23). Другими словами, нельзя допускать ничего сомнительного. Во многих жизненных сферах мы должны постоянно спрашивать самих себя, что верно (праведно) и что ошибочно (грешно). Одно и то же для одного человека может оказаться правильным, а для другого нет.
Например, бегуну на длинные дистанции полезно съесть на ночь перед забегом пирожное или кекс. Он вводит в свой организм дополнительное количество углеводов - этот процесс называется углеводной нагрузкой, - и это очень полезно для хорошо тренированного спортсмена перед бегом на длинную дистанцию. Однако, если человек страдает диабетом, он не должен есть сладкого и сдобного. Это причинит ему вред. Существуют разные стандарты питания для разных людей, причем это верно и для духовного служения.
Если человек отправляется в дальнюю страну в качестве миссионера, ему необходимо оставить кое-какие привычные предметы быта, потому что это необходимо для его жизни в стране с более низкой культурой: наличие большого количества таких предметов повредит ему в общении с населением, которому он намерен проповедовать. С другой стороны, если человек отправляется в поездку в качестве представителя деловых кругов, то ему предстоит общаться прежде всего с равными по положению людьми. Если он будет жить в хижине и носить рабочую одежду, ему будет трудно поддерживать подобающие отношения с коллегами, равно как и разделить с ними свою веру.
Для одного жить в роскошном доме может быть грехом, для другого нет. Это зависит от обстоятельств, потому что у Бога особый план для каждого из нас. Поэтому стандарт для всех многоразличных сфер и ситуаций нашей жизни - сама вера. «Все, что не по вере, грех» (Рим 14.23).
Мы должны подражать Христу и вовсе не обязательно друг другу. Писание говорит: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 13.3); «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3.23);
«от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Пс 57.4). Но в Иисусе Христе можно обрести совершенство. Только во Христе мы можем «попасть в цель». Иисус - единственный безгрешный человек, другого никогда не было и не будет.
Если мы веруем во Христа, то нас объемлет Его праведность. Единственный путь взойти на небеса - не иметь никакого греха. В Писании сказано: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин 1.7). Когда мы со Христом, то какой бы грех мы не совершили, действуя в этом мире, он будет искуплен кровью Иисуса, если мы исповедуемся перед Ним.
Как Иисус меня спасает?
Своей смертью Он спасает нас от всех наших грехов - прошлых, настоящих и будущих. Мы все нарушили закон Божий, а возмездие за грех - смерть (Рим 6.23). Иисус Христос никогда не согрешал, но - безгрешный «второй Адам» - Он был способен умереть как «заместитель» за всех грешников. Поэтому праведный Божий закон о неминуемом наказании всех нарушающих его был соблюден и в то же время было даровано прощение тем, кто его нарушил.
Как сказал ап. Павел, Иисус искупил нас от клятвы закона (Гал 3.13). Слово «искупил» означает здесь примерно то же, что «выкупил» - например, раба на торжище. Род человеческий был под ярмом закона, в рабстве у него, которое есть смерть. По этой аналогии, смерть Иисуса была «выкупом», необходимым для того, чтобы освободить нас от рабства закону, греху и смерти.
С одной стороны, Иисус - наш заместитель, предстатель;
с другой, Он - наш искупитель, «выкуп» за нас. В этом втором смысле Он - наше «хиластерион» («умилостивление»), «жертвенник» и «место прощения» - понятие, восходящее к крышке Ковчега Завета. Когда крышка покрывалась кровью жертвенного животного, приговор закона народу отменялся, искупался в очах Господа. Иисус Христос - наше полное и единственное искупление, умилостивление и одновременно защита («крышка Ковчега») .
Наше спасение состоит как бы из трех частей. Во-первых, в тот момент, когда мы обретаем Христа в вере, Его смерть полностью изглаживает все наши грехи. Это - «оправдание верой» (см. Рим 3.24-30; Гал 2.15-21). Во Христе мы безгрешны перед Богом. Мы совершенно очищены ото всех прошлых грехов, как если бы никогда не грешили. Это спасение нашего духа.
Если мы пребываем со Христом всю дальнейшую жизнь, мы имеем присутствующее в данный момент спасение и возрастаем в святости. Мы входим в состояние освящения, в котором становимся свободными от греха и все более уподобляемся Иисусу. Павел говорит, что мы преображаемся от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3.18). Цель христианина - возрастать во Христе. Это наше осуществляющееся спасение.
«Третья часть» нашего спасения - это будущее, когда мы покинем наши тела, оскверненные грехом, и получим новые тела (см. 1 Кор 15.42-44). Это спасение именуется также прославлением. Это окончательное спасение. Оно охватывает прошлое, настоящее и будущее.
Что такое вера?
В Послании к Евреям (11.1) вера определяется как «уверенность (подтверждение существования) в том, на что мы надеемся, получение доказательства о вещах, которых не видим, и убежденность в их реальности»* (Буквальный амплифицированный перевод; в синодальном тексте: «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». - Прим. перев.). Мы надеемся достичь неба - того мира, которого не можем видеть, и вера дает основание для наших ожиданий.
Вера - это как бы документ, удостоверяющий то, чего вы не видите. Предположим, например, что во Флориде продается участок земли, которого вы никогда не видели. К вам приходит торговый агент и говорит: «Вот этот участок на карте, и если вы заплатите мне 10 тысяч долларов, я выдам вам документ на право собственности на него». Вы передаете ему деньги, он передает вам документ. В момент передачи вы приобретаете собственность. Вы можете не видеть ее многие годы, но вы знаете, что она ваша, потому что документ предоставляет вам все права собственника. С этого момента вы можете распоряжаться участком.
Такова вера. Это подтверждение существования предметов, которых мы не можем видеть. Вера - это свойство, даруемое Духом Божиим, который способен возвысить нас до невидимого Божьего мира и дать во владение то, чего мы не в состоянии видеть.
Вера - один из плодов Духа. Это значит, что она возрастает в тех, кто принадлежит Богу (см. Гал 5.22). Писание говорит, что испытание веры порождает терпение; это значит, что мы можем развивать и укреплять веру, трудясь над ней (Иак 1.3). Если мы упражняемся в вере, подобно тому, как упражняем мышцы, она растет. Чем дольше мы ходим в вере, чем больше приобретаем через нее, тем более она возрастает в нас. Мы достигаем состояния, когда готовы сказать: «Если Бог смог сделать то, что я испытал, то Он определенно может и больше». Наша вера будет возрастать тем быстрее, чем чаще мы будем опираться на нее, будь то вера в выздоровление или в семейное счастье, в финансовый успех или даже в успех государственных дел.
Существует также особое проявление духа, или дар веры (см. 1 Кор 12.7-9). Это сверхъестественная способность веры, которую Бог дарует в случае особой необходимости.
Сверхъестественная вера - это тот род веры, который может двигать горы, дает Божественную защиту от опасности, спасает от крайней нужды. Вера может быть тем, что постоянно возрастает от упражнения в ней, а может быть и внезапным даром Бога.
Что такое оправдание верой?
Оправдание верой - это прощение грехов по причине веры. Веры во что? В свершение Иисуса Христа. Ап. Павел сказал: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2.8-9).
Мы оправданы благодаря незаслуженной милости Божьей. Это и есть благодать - милость, ради которой мы не трудились. Мы веруем в то, что Иисус Христос умер за нас, что Он воскрес и что Он дарует нам вечную жизнь через веру в Него. Когда мы уверовали в это, Иисус входит в нас, живет в нас;
и мы как бы отождествляемся с Ним через Его жертву. И тоща, если Бог взглянет на нас, Он не увидит нашего греха - Он увидит кровь Иисуса. И Он скажет о каждом из нас: «Этот человек не сделал ничего дурного. Он омыт кровью Иисуса. И поэтому Я объявляю его праведным». Это и есть оправдание верой.
Что значит «родиться свыше»? Должен ли я родиться свыше, чтобы стать христианином?
Да, чтобы спастись, вы должны родиться вновь, свыше. Если вы не спасены, то вы не христианин, к какому бы вероисповеданию вы ни принадлежали и как бы ни называли себя сами.
Что значит родиться свыше? В Библии рассказывается, как член синедриона по имени Никодим пришел ночью к Иисусу. Он сказал: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога». В действительности это означало: «Научи меня, как найти Бога». Иисус оборвал разговор и произнес: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял и спросил, что значит «родиться свыше»: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал:
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Далее Иисус говорит о Духе: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа... Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин 3.1-18).
Иисус говорил Никодиму, что тот должен родиться свыше от Духа Божия и воды, под которой я понимаю воду крещения (хотя есть и другие толкования, согласно которым это воды первого рождения или само Слово - как сказано в Еф 5.26:
«очистив банею водною, посредством слова»). Это преображение нашей жизни Духом Божиим, которое равносильно второму рождению.
Через пророка Иеремию Бог сказал, что Он напишет закон на сердцах Своего народа (Иер 31.33). Это результат нового рождения. Теперь закон Божий не на каменных скрижалях, а в сердце. Оно направляется изнутри, когда человеком начинает руководить Дух, наставляя его к послушанию праведности Бо-жией.
Вначале Бог сказал: «Вы праведны верой»; потом Он дал вам Духа Святого, чтобы вы могли праведно жить. Если вы родились свыше, вы исполняете праведные требования закона, будучи руководимы Св. Духом. Это процесс возрождения, который превращает грешника в святого, подготовленного для Царствия Божия: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3.3).
Что я должен делать, чтобы спастись?
Чтобы спастись, вы должны отказаться от греха, уверовать в смерть и воскресение Иисуса и принять Его как своего Господа и Спасителя.
Это постепенный процесс. Прежде всего, вы должны оценить свою жизнь и отказаться от всего, что противоречит Божьей воле. Такой поворот от себя, от своего эгоизма к Богу называется покаянием, или обращением (см. Мф 3.7-10;
Деян 3.19).
Во-вторых, вы должны признать, что Иисус умер на кресте ради прощения ваших грехов. Вы принимаете Его как Искупителя ваших грехов - как заместителя, заплатившего цену, которую должны были заплатить за свои грехи вы сами (см. Рим 5.9-10; Тит 2.14).
Наконец, вы должны просить Его стать Господом вашей жизни, открыто и однозначно признав, что Иисус не только ваш Спаситель, но и Господь.
В Библии сказано, что те, кто приняли Его, получили власть быть чадами Божиими (Ин 1.12). Если вы открываете Ему свое сердце, Он входит в него, проникает посредством Святого Духа в ваше внутреннее «я» и начинает жить в вас Своей жизнью. Здесь встает вопрос об исповедании веры. «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим 10.9).
Если я согрешил, то утратил ли я свое спасение?
Отдельный греховный поступок не равнозначен вашему спасению. Некоторые люди утверждают, что если вы согрешили после того, как уверовали в Иисуса, то вы должны быть спасены вновь. Но это не согласно с Писанием.
Можно ли себе представить, чтобы кто-то усыновивший ребенка говорил ему, что если он будет ходить по паркету в грязных ботинках, то его снова выбросят на улицу? Мы не можем так поступить с ребенком, и Бог не может поступить так с нами, Его детьми. Если вы спасены, то, значит, вы приняты в семью Бога; Вы должны из любви и одновременно из страха Божия стараться жить так, как угодно Богу. Но мысль, что кто-то, согрешив, может быть выброшен из нее, противоречит Библии. Писание говорит: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин 1.7).
В том же маленьком Послании Иоанна нам сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1.9).
Греховный поступок или бунт против Бога отнимают у вас радость вашего спасения. Когда Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией и фактически убил ее мужа, он лишился радости своего спасения. Когда он писал об этом в Псалме 50, то восклицал: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс 50.14). У него не было больше радости, потому что он восстал против Бога. И он говорит: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс 50.13). Даже совершив тяжкий грех прелюбодеяния и будучи ответствен за смерть невинного человека, Давид не сомневается, что Святой Дух еще пребывает на нем. Но, конечно, Давид не мог не понести наказания. В его владениях произошло восстание, и на время он потерял трон (см. 2 Цар 15.18). Однако Бог простил его и продолжал любить, потому что Давид раскаялся перед Господом.
Тем не менее, если вы продолжаете следовать по пути сознательного греха, вы потеряете уверенность в своем спасении. Вы не будете знать, с вами ли еще Св. Дух, потому что вы уже не живете в согласии с Богом. Я говорю не о действительной утрате спасения и Св. Духа, а лишь об утрате уверенности в спасении и в пребывании с вами Духа. В Библии сказано, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит» (1 Ин 5.18). Это не значит, что христианин никогда не совершает грехов, но лишь то, что он не идет путем греха, отказываясь исповедаться и раскаяться в своих грехах. Если человек родился от Духа Божия, то внутри него есть нечто, что приводит его к раскаянию всякий раз, когда он согрешает.
Кроме того, в Послании к Евреям мы читаем, что если кто-то презирает кровь Иисуса Христа и отказывается от полученного спасения, то такой человек теряет все. Но тут же сказано: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения» (Евр 6.1-9). Ибо трудно поверить, чтобы кто-то родившийся свыше мог отвернуться от Бога.
Но вы можете спросить, почему же мы, став новым творением во Христе, сохранили способность ко греху? Ответ в том, что действительное совершенство ожидает христиан лишь на небесах: «Когда же тленное сие облечется в нетленное и смертное сие облечется в бессмертное, тогда сбудется слово написанное: 'поглощена смерть победою'» (1 Кор 15.54).
Мы соединены с Иисусом в спасении, но мы лишь постепенно преображаемся в Его природу.
В Библии сказано: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор 3.18). Мы изменяемся на протяжении всей жизни, но не наступит такого момента, даже на пороге смерти, когда верующий стал бы совершенен. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1.8).
Учит ли Библия, что если однажды я был спасен, то я спасен окончательно?
В Библии нельзя найти фразу «спасен однажды - спасен навсегда». Наше спасение - это прошлое, настоящее и будущее. Оно предполагает, скорее, динамичное отношение и непрерывный процесс, нежели определенное состояние. Человеку, который предал себя Иисусу Христу и искренне раскаялся в грехах, даются новые и новые подтверждения вечного завета, заключенного Богом со Своим народом, а Бог не может лгать. Библия свидетельствует, что дары и призвание Божие непреложны (см. Рим 11.29). Дело Иисуса Христа вечно. Оно никогда не можем быть отменено. Каждый христианин получает надежные гарантии безопасности в этой жизни и вечного спасения не только в Библии, но и в повседневном свидетельстве Св. Духа - свидетельстве о том, что он - чадо Божие, а также во все большем с каждым днем уподоблении Христу.
Библия учит о безопасности в Св. Духе и Божьих делах. Иисус сказал: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин 10.29). Мы в безопасности в руке Божией и мы полагаем свою защиту и надежду в Господе. Бог послал нам и в нас Своего Духа и дал нам Свое Слово. Иисус Христос сидит одесную* (По правую руку.-Прим. перев.) Бога и постоянно ходатайствует за нас (см. Евр 7.25); Бог посылает Ангелов служить нам (Евр 1.14). Иными словами, мы окружены крепкой защитой. Мы должны постоянно сознавать, что мы в безопасности, что Бог любит нас и что мы принадлежим Ему.
Основание нашего спасения не в том, что мы святы или творим добро, оно - в Крови Иисуса Христа. Спасение приходит через веру и пребывает в ней. Именно поэтому должно быть у нас чувство безопасности. Но в то же время у нас должен быть здоровый страх утратить ее, пасть. Мы не смеем злоупотреблять милостью Бога и говорить: «Я спасен и могу делать все, что захочу». Павел осуждает людей, которые утверждают, будто допустимо грешить, чтобы умножилась благодать (см. Рим 6.1-2). Если мы действительно умерли для греха, то мы не можем более жить во грехе, но должны стремиться служить Богу.
Мы должны жить в благоговении, ибо Бог - это и грозное Существо, огонь поядающий (Евр. 12.29). Я бы никому не советовал злоупотреблять гарантией безопасности, которую предоставляет Бог. Говорить: «Я верую, что я спасен, спасен окончательно и навечно, и потому я могу и развратничать, и красть, и мошенничать, и лгать» - так говорить абсурдно. Если человек действительно любит Бога, подобные вещи для него невозможны.
Я пребываю с Богом почти 30 лет, и за последние 25 лет мне ни разу не пришла в голову мысль о возможности лишиться спасения. Для меня такой возможности просто не существует. Причина в том, что я живу для Господа. Я не могу предположить для себя ничего иного. Совершал ли я греховные поступки? Да. Не исполнял ли воли Божьей? Да. Случалось ли, что я не делал того, что должен был сделать? Да. Я постоянно нуждаюсь в очищении и прощении Богом моих грехов. Но для меня важно то, что я понимаю Божий замысел о моей жизни и верю, что не намного удаляюсь от этого замысла. Утрата спасения для меня невозможна, как невозможна она для всякого искреннего христианина.
Какая роль в спасении принадлежит Деве Марии?
Есть немало людей, которые верят, что Дева Мария непосредственно участвовала в деле искупления, что она помогает нам достигнуть спасения, так как особо предстательствует за нас перед своим Сыном. Это вполне благомысленные люди, однако Библия не подтверждает их точку зрения.
В Посланиях ап. Павла Библия учит, что есть только один Посредник между Богом и людьми - человек Иисус Христос (см. 1 Тим 2.5). Мы не нуждаемся в каком-либо посреднике между Иисусом и нами.
Когда Иисус жил на земле, он однажды учил народ и исцелял в некоем доме. Вокруг дома собралась большая толпа, так что Марии и братьям Иисуса было невозможно войти в него. Ему передали: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». Иисус указал на Своих учеников и сказал: «Вот матерь моя и братья мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф 12.46-50). Этим утверждением Он возвысил всех тех, кто любил Его, до положения членов Его родной семьи. И предъявил права на гораздо большую семью, чем Его земная семья, включая и Его мать.
Мария благословенна среди женщин, ибо она родила нашего Господа Иисуса (см. Лк 2.42-45). Но Он вознесся и правит Своей церковью вместе с Отцом и Св. Духом. Мы воздаем честь Марии, и Писание говорит, что ее будут называть блаженной все поколения. Но ничто в Библии не указывает на то, что эта прекрасная женщина имеет какие-то особые права на Иисуса и играет особенную роль в нашем спасении.
Как может Бог посылать в ад людей, которые никогда не слышали о Христе?
Бог не посылает людей в ад за то, что они не слышали о Христе. Он посылает их в ад за то, что они грешили. Приговор за грех зависит от того, что и насколько они знали. Иными словами, все рассматривается в свете возможностей, «привилегий». Человек, живущий в Америке, имеет максимум духовных привилегий. Потому, что «духовный стандарт» Америки - это Евангелие Иисуса Христа, Ветхий и Новый Завет. Тому, кто вырос в диких джунглях, что-то в его совести и сознании может подсказать, что существует Творец мира, достойный поклонения. В Библии сказано, что именно совесть будет обвинять их и оправдывать (Рим 2.14-16). Бог не осудит человека, если его собственная совесть оправдает его. Увы, человек грешит против собственной совести.
Бог осудит людей не за неверие в Иисуса или незнание Его, а за их грехи. Проблема в том, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3.23). Те же, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя, получат прощение.
Попадают ли в ад младенцы, умершие некрещенными?
Некрещенные младенцы не попадают в ад, потому что они ни в чем невиновны. Бог будет судить людей по тому, что они совершили в свете того, что они знали. Младенцы не совершили ничего плохого, так как они не знают различия между добром и злом. Следовательно, они не грешили. К тому же Сам Иисус сказал: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18.10).
Вспомните, что первородный грех - это склонность ко греху, а не совершенный грех. Первородный грех не образует вины. Чтобы быть виновным перед Богом, ребенок должен понимать, что совершенное им есть зло.
В каком возрасте наступает ответственность?
Этот возраст не указан в Библии, но многие религиозные группы устанавливают возраст, начиная с которого ребенок становится ответственным перед Богом за свои поступки. Это тот возраст, когда ребенок способен понять различие между правдой и неправдой, добром и злом.
Он может наступить очень рано. Некоторые дети уже в четыре или пять лет могут познать Иисуса Христа и спастись, потому что они уже отличают правду от неправды. С маленькими детьми надо быть очень бережными и внимательными. Не следует навязывать им неестественные представления о вине и грехе, вызывать в них чувство вины за поступки, которые вовсе не являются грехом. Если объяснять им основные нравственные правила, которые дал нам Сам Господь, то они усвоят их просто и естественно.
Когда дети становятся достаточно взрослыми для того, чтобы отвечать за свои поступки, Бог их судит по тем же нормам, что и всех остальных людей.
Почему злые люди не несут наказания за то, что они совершают?
Давид задал этот вопрос в одном из псалмов: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву» (Пс 36.35). Он же отвечает: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам... И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти» (Пс 72. 3-5; 16-18).
Единственно, что я мог бы добавить к словам Давида, это то, что Бог дает злым время и шанс раскаяться. Долготерпение Божие может привести их к покаянию (см. Рим 2.5-7). Однако они, напротив, часто пренебрегают им и говорят: «Бог не знает, что мы делаем. Будем продолжать». И это кажется верным, но только на какое-то время. Ибо им предстоит вечность в аду. Вечность так длинна, а жизнь весьма коротка!
Но часто случается, что их зло оборачивается против них. Как говорит пословица, что посеешь, то и пожнешь. То зло, которое вы причиняете другим, может возвратиться к вам же.
Можете вообразить себе что-либо более зловещее, чем последние годы жизни главы мафии, ожидающего, что кто-нибудь поступит с ним так же, как он поступал с другими: вечно в страхе за свою жизнь, в предчувствии, что его будут терзать так же, как он терзал других? Невозможность никому верить и ни на кого положиться, вечное ожидание пули убийцы?
Так случается со многими злыми людьми. Чаще всего они наказываются на земле, еще при жизни, хотя мало кто узнает об этом. Это могут быть нервные кризисы, болезни, мучающие их дети и жена. Все свидетельствует о том, что зло - это тупик. Возмездие настанет обязательно. Различны только сроки.