Человечество погубят... кондиционеры!
В последнее время кондиционерами или системами климат-контроля не оснащаются разве что «Таврии» да «Жигули». Даже «китайцы», и те уже в базе комплектуются «кондерами». С одной стороны вещь нужная – летом холодно, зимой тепло. Но мало кто задумывается над тем, какой вред здоровью способны нанести эти блага цивилизации. Причем не только тому, кто его использует!
Эффект разницы температур, который создает кондиционер, на самом деле совсем не ерундовая вещь. Перепад между 19 градусами внутри и 35 снаружи – повод не только для потенциальной простуды. Хотя именно этот эффект ценят любители бани, только там разница температур больше. Осторожность в использовании кондиционера обычно сводится к нулю – комфорт превыше всего.
+1
Кроме того, вещества и технология работы кондиционера вызывают нешуточную тревогу у людей, повышенно озабоченных собственным здоровьем. Хотя вот маньяки безопасности – инженеры шведской компании Volvo в ходе испытаний выяснили, что повышенная температура приводит к снижению концентрации человека за рулем. Если говорить о цифрах, то повышение температуры на 6 градусов замедляет реакцию на 22% и снижает внимание на 49%. Соответственно, и риск потенциального ДТП увеличивается соответственно на эти же проценты. Поэтому сей факт однозначно записываем в положительную колонку.
-1
Вместе с этим кондиционер даже при незначительном времени работы имеет не очень позитивный пост-эффект. Он ощутимо «высушивает» воздух, то есть в салоне наблюдается снижение влажности. Это приводит к дискомфорту и даже раздражению слизистой – хотя об этом можно говорить только при длительном путешествии с включенным кондиционером. Однако люди, подверженные аллергии в зоне дыхательных путей или раздражению кожного покрова, могут очень быстро почувствовать эффект сухого воздуха. Неожиданный кашель, чихание или зуд кожи также могут стать причиной неадекватного поведения на дороге. Это несомненный минус кондиционера.
Поговорим о глобальном...
Есть более важные и, скажем так, более глобальные вопросы, связанные с массовым использованием кондиционеров. Традиционно роль хладагента играют фреоны. Однако возросшие требования к соблюдению экологических норм заставили производителей отказаться от еще недавно популярного фреона R12. Хотя у него и неплохие показатели тепловых качеств и безопасной эксплуатации, он разрушал озоновый слой, посему в 1995 году R12 попал под запрет.
Поэтому кандидатов на роль хладагента немало, но оптимальный вариант еще предстоит найти. Так, изначально в холодильных машинах использовался аммиак. Но, несмотря на отличные термодинамические характеристики, он оказался очень ядовит и взрывоопасен. Вместо аммиака стали применять разнообразные фреоны – фторсодержащие производные углеводородов. Но и здесь все оказалось неоднозначно. Популярный до 90-х годов фреон R12 отличался хорошими тепловыми качествами и был безвреден для человека, однако негативно влиял на озоновый слой. В результате с 1995 года его производство вообще попало под запрет.
В данный момент наиболее распространеннным является газообразный фреон R134-А, который максимально бережно относится к озоновому слою и абсолютно безвреден для человеческого организма, причем цикл его повторного использования довольно велик. Разумеется, у него есть и недостатки: его мощность по сравнению с R12 ниже на 15%, поскольку он медленнее испаряется и для работы системы нужно повышенное давление. Но колоссальный недостаток заключается в том, что R134-А имеет очень агрессивное испарение, которое повышает парниковый эффект. Эта проблема пока непреодолима, однако уже известно, что использование фреона R134-А официально прекращается в 2017 году. Какими будут новые хладагенты, пока неизвестно. Ученые комбинируют углекислый газ с другими элементами, пытаются создать новые газообразные фреоны. За кем будущее? Вопрос открытый. Но если вы антиглобалист или всерьез думаете о ближайшем экологическом будущем – кондиционер для вас противопоказан.
Наконец, затронем еще один важнейший вопрос. Система кондиционирования работает не постоянно, а импульсно. На пике работы, когда идет кипение и испарение фреона, работает также компрессор, фильтр и еще некоторые агрегаты системы, поэтому мощность двигателя падает. У разных автомобилей это проявляется по-разному, но факт остается фактом – до 20% мощности может съедаться кондиционером. Особенно опасно это явление на трассе во время обгона или просто необходимого ускорения. Поэтому следует помнить о том, что кондиционер никто не запрещает. Но пользоваться им нужно, учитывая все последствия. И да пребудет с вами прохлада!
Николай Гузенко, «Друга Смуга»